Deus Ex — это игра вышедшая в середине 2000 года. Ее выпустила американская группа разработчиков Ion Storm, издателем стала Eidos Interactive. В качестве движка был выбран Unreal Engine, как один из самых мощных на то время. Deus Ex изначально представляла собой смесь РПГ и тактического шутера с видом от первого лица. Также, ко всему этому прилагался достаточно новаторский сюжет, основанный на теории заговора. Действие игры описывалось с реалистичной позиции, а использование элементов киберпанка позволило создать уникальную атмосферу, которой можно наслаждаться снова и снова.
Что же у них получилось, вам и предстоит узнать.
Игра пришлась многим по душе. Многим она нравится из-за геймплея, ведь прохождение Deus Ex не похоже ни на какое другое! Каждый уровень можно пройти несколькими путями. Живые голоса людей, вступающих в диалог с игроком на пустынных улицах ночных мегаполисов, дающих необходимые ориентиры для продвижения по незнакомой местности, нищие, стонущие от боли, даже попрошайки — все это делает мир Deus Ex живым, уникальным чудом. Также игра увлекает тем, что вся история происходит в реальных городах и локациях, с некоторой ставкой на будущее, т.к. действие игры принадлежит 2052 году. Уровни построены таким образом, чтобы только одно их изучение приносило удовольствие, не говоря уже о самом выполнении заданий. Познание мира Deus Ex затягивает не меньше, чем сам сюжет происходящего.
Есть хорошие игры, есть игры-однодневки, а есть шедевры. Deus Ex — признанный шедевр. Игра получила звание «Игра Года» (а также был выпущен специальный вариант Deus Ex GOTY Edition — Game Of The Year), и другие награды. Популярной она так и не стала, но зато в ее культовости никаких сомнений нет. Все кто смогли понять философию игры, стали ее фанатами — в большей или меньшей степени. Для многих Deus Ex стала чем-то большим, нежели просто игрой, по причине её глубокой атмосферности и реалистичности.
Установка. Еще один факт. Во время создания Deus Ex был создан документ, названный никак иначе как Библия Deus Ex (Deus Ex Continuity Bible, рекомендуется читать только при условии, что вы прошли игру, хотя бы один раз). Она представляет собой как описание предыстории сюжетного исполнения игры, так и концептуальное описание самого мира Deus Ex, причем очень детальное и глубокое. После прочтения этого материала игрок сможет осознать продуманность сюжетной линии игры, построения диалогов и, конечно, найти ответы на множество, возникающих во время прохождения, вопросов.
Такой подход позволил разработчикам «настроиться на нужную волну», получить начальные установки к дальнейшей работе.
Еще одно свойство мира Deus Ex — интерактивность. До полного реализма конечно далеко, но действия наподобие: купить пачку сигарет, выпить сильноалкаголный напиток, передвинуть мебель во всем здании, пошвыряться мусором в людей, делать необходимые текстовые заметки во время игры, возможность открывать и закрывать двери самому (как и взаимодействовать вообще с этим миром) и многое, многое другое — оставляют исключительно теплые впечатления от игры.
Чтож, обзор любой игры не может обойтись без небольшого описания сюжета.
Мир Deus Ex — это недалекое будущее, когда у человечества есть новые технологии (микроэлектроника, оружие, медицина, усовершенствование человеческого организма, нанотехнологии и прочее), ученые продолжают исследовательскую деятельность, люди продолжают трудиться, не покладая рук, а правительство продолжает вести двойную игру. Вместе со всем багажом знаний, человечество так и не смогло преодолеть проблемы перенаселения и безработицы. Болезни — как старые, так и новые техногенные (в частности, распространение вируса «Серой Смерти», который, по правильному убеждению многих людей из мира DX, является искусственным) — продолжают существовать, практически обрекая на смерть низшие слои общества. Вопрос о глобальном загрязнении окружающей среды также остается открытым. Борьба за власть по-прежнему будоражит умы многих людей (что, впрочем, не мешает существовать правительственному заговору). А мировой терроризм приобретает такую силу и такие масштабы, что правительства стран не в состоянии вовремя сдерживать его натиск. Это приводит к тому, что террористы могут захватывать многочисленные стратегические объекты, и даже целые городские территории, начиная с Острова Свободы, где располагался штаб ЮНАТКО — штаб антитеррористического агентства. Возникают мощные вооружённые анти-правительственные группы сопротивления. Ну, а, деньги и власть — прерогатива большой политики, как и во все времена, является единственной самоцелью для правителей, грезящих о становлении «Нового Мирового Порядка» и мечтающих стать… Богами.
Вот в таком мире и разворачивается история Deus Ex — в суровом и жестком будущем.
Играть вам придется за агента по имени JC Denton. Вы — часть правительственного проекта по созданию биомодифицированных агентов, «суперсолдат», заветной мечты любой военной спецорганизации, находящейся под контролем властеимущих. Вы не являетесь киборгом. Вы человек с минимальными внешними отличиями от обычных людей. Однако ваши физические возможности могут значительно превосходить человеческие, благодаря наноимплантантам — миллионам нанороботов, которые, при вводе в организм, распределяются для непосредственного функционирования в различных областях человеческого тела. Ваша цель — противостояние террору, однако это еще предстоит выяснить. Итак, вы только что закончили свое обучение. Теперь вам предстоит служба в организации по борьбе с терроризмом. Вы получаете своё первое боевое задание — для проверки ваших возможностей вам приказано в одиночку проникнуть на захваченную террористами территорию и допросить их лидера. Допускается любой вариант ваших действий: это может быть тотальная зачистка, либо работа «в тени» — эффективность метода выбирать вам. И только ваш старший брат Paul Denton, который уже агент со стажем, настаивает на минимальном количестве жертв.
Deus Ex очень большой проект, поэтому без титров здесь не обойтись. Уоррен Спектор (Warren Spector) — директор и продюсер проекта, Харвей Смит (Harvey Smith) — главный дизайнер. Принято выделять именно эти две личности. Но кроме них еще очень много людей трудились над этой игрой, взять хотя бы Шелдона Пакотти (Sheldon Pacotti) — профессиональный писатель, который составлял большую часть диалогов. Или Alexander Brandon, Dan Gardopee и Michiel Van Den Bos — цифровые музыканты, создатели музыки к Deus Ex. Ещё одним преимуществом игры является то, что диалоги персонажей озвучивались многими профессиональными актёрами, сумевшими дать игроку насыщенный, яркий и полный переживаний мир Деуса. Имен очень много, проще один раз посмотреть титры ;-)
Как только в 2001 году был выпущен мультиплеерный патч, игра обрела новый смысл, а также новых поклоников. DeusEx MultiPlayer также стал культовой игрой, не похожей ни на одну другую сетевую мясиловку. Почему? Да потому, что больше ни в одном другом сетевом шутере нет имплантов! Что бы было трудней возразить, добавим, что ни в одном другом сетевом шутере нет сочетания имплантов и навыков (skills)! Впрочем, настройки позволяют преобразовать все это в обычный deathmatch. Но, тем не менее, это опять же делает DXMP уникальным действием. Пусть и не всем по душе этот мир со своими нанотехнологиями, Deus Ex — ярый представитель сетевых шутеров.
Игра Deus Ex конечна, ее можно пройти. Но Deus Ex на этом не заканчивается. Спустя 3 года выходит продолжение под названием «Невидимая Война» (Deus Ex : Invisible War). Но это уже совсем другая история…
Выражаем благодарность Zonder’у за неоценимую помощь при составлении обзора.