Дентон (ранний концепт-арт)
JC Denton

Путь от концепции до непосредственно реализации оной. Первая часть нашего специального путеводителя по Deus Ex, содержащего детали, на которых основан сценарий игры и рождение ее героя.
Составлено The Deus Ex Team 17 апреля 2002 года.

Основные идеи мира Deus Ex

Год 2052, когда наш мир стал ещё более опасным и хаотичным, чем в наши дни. Террористы действуют в открытую, убивая тысячами; наркотики, болезни, загрязнение окружающей среды и конечно же Эл Нино, убивающее даже больше нежели все предыдущие бедствия. Мировая экономика близка к коллапсу и расстояние между безумно богатыми и отчаянно нищими разрослось до размеров Великого Каньона. Средства массовой информации лишь открыто содействуют ухудшению жизни всего человечества. Но все же это не просто очередной Жуткий Ослабленный Пост-Апокалиптический Мир. Мир Deus Ex находится в состоянии «10 минут перед апокалипсисом», где по-прежнему существует надежда.

Технологии продвинулись почти (но не совсем) за пределы воображения и являются надеждой на будущее. Игровой персонаж — мощный и усовершенствованный нанотехнологиями агент анти-террористической организации UNATCO, которая является одним из символов надежды. Посланный расследовать обычную, на первый взгляд, террористическую активность в Нью-Йорке, игрок раскрывает, что организация, на которую он работает и которая призвана разрешать проблемы, на деле же оказывается частью самой проблемы. Что еще хуже, — он находит доказательства того, что UNATCO контролируется заговорщиками, которые хотят ни больше ни меньше, чем мирового господства. И вам предстоит, совершая прыжки по всей планете от Нью-Йорка к Гонконгу, из Парижа в юго-западную пустыню Соединенных Штатов, распутывать этот еще более темный, чем казалось вначале, заговор. Некто — или нечто — именуемое «Majestic 12» является искусным кукловодом, управляющим всем и вся.

Создание Персонажей с «Глубиной»…
Gamespy: Персонажи описаны в документе куда лучше, нежели они получились в игре. К примеру, Пэйдж, объявленный там гением, таковым в игре отнюдь не является. А «выразительная натура» Пола выражается лишь в тембре его голоса. Ну и как прикажете бороться с тенденцией «плоских» персонажей в видеоиграх?..

Харви Смит: Я убежден, что «лучше меньше да лучше» — то есть меньшее количество глубоко проработанных персонажей однозначно лучше толпы пустышек… Мы взвалили на себя слишком многое, я бы предпочел пожертвовать четвертью продолжительности игры ради более глубокой ее проработки.

Шэлдон Пакотти: Я думаю, что выбор между динамикой и грамотной подачей сюжета в миссии всегда очень непрост. Порой NPC приходится сообщить герою столько информации, что характер его отходит на второй план. Вспомните, сколько всего Пол сообщает вам в начале игры: выбор оружия в конце диалога был добавлен для того, чтобы игрок не забывал, что ему предстоит сделать. Диалоги с Тонгом с его манерой «поди-туда-принеси-то» тоже не дают расслабится. Ну а проблема с Пэйджем была в том, что он почти нигде не появлялся, до заключительной миссии — дизайнеры просто не видели нужды в его появлении до финала.
Для того чтобы персонаж запомнился, он должен время от времени появляться в многозначительных сценах то тут то там, а не ограничиваться изложением деталей очередного задания. Именно поэтому Пол появляется еще в двух сценах. Но вы никогда не увидите его потягивающим пиво в баре, как Джок, или недовольным автоматом с газировкой, как Гюнтер. Учитывать и грамотно планировать характеры персонажей и их поведение в той или иной ситуации куда труднее, чем кажется на первый взгляд.

Deus Ex 1: Общий сюжет

В Deus Ex, вы играете персонажем по имени JC Denton, агента-новичка Антитеррористической Коалиции Объединенных Наций (United Nations’ Anti-Terrorist Coalition — UNATCO), который был модифицирован с помощью нанотехнологий. Ваш старший брат, Paul Denton, тоже является нано-модифицированным агентом, разделяющим такие же взгляды на жизнь. На этот раз, UNATCO имеет дело с «cерой cмертью», чумой мирового масштаба. И хотя от неё есть вакцина, известная как «амброзия», её разработка и распространение было приостановлено. Национальные Сепаратистские Силы - NSF (The National Secessionist Force — намёк на Сецессию и Гражданскую войну в США 1861-65 гг. - прим. гл. ред.) заявили, что распространение «амброзии» было блокировано некими секретными организациями и, поэтому они решились на террористические акты.

Лаборатория Трейсера Тонга
Лаборатория Трейсера Тонга

Центр разработок MJ12
Центр разработок MJ12

Вы проникаете во временный командный центр NSF на Острове Свободы и обнаруживаете, что недавно похищенная Амброзия уже покинула остров на корабле. Затем вы раскрываете местоположение «амброзии», а кроме того освобождаете заложников на станции метро в Бэттэри парке. После этого вы выключаете генератор NSF в Адской Кухне, чтобы команда Пола получила доступ к фабрике NSF и забрала Амброзию. Когда вы возвращаетесь в UNATCO, тем не менее, вам сообщают, что вы потерпели неудачу. Также в штаб-квартире вы встречаете Уолтона Саймонса (Walton Simons); главу FEMA (Federal Emergency Management Agency (US Government); Федеральное агентство по черезвычайным ситуациям при правительстве США), который, кажется, имеет большее влияние и связи, чем вы ожидали от человека на данной должности.

Следующим вашим шагом будет задание остановить попытку вывоза Амброзии за пределы Нью-Йорка. Вы пройдете через подземные туннели людей-кротов, пока, в итоге, не достигните вертолетной базы и аэродрома, где вакцина уже подготовлена к транспортировке. Вы обнаруживаете Хуана Лебедева (Juan Lebedev) миллионера-анархиста основавшего все это мероприятие. Другим сюрпризом станет то, что там же вы встретите своего брата Пола, который расскажет, что является двойным агентом, работающим помимо и на NSF, он также будет убеждать вас перейти на его сторону.

Несмотря на то, что ваша следующая цель Гонконг, ваш пилот Джок везет вас в Нью-Йорк, поскольку он получил срочное сообщение от Пола. После того как Пол лишний раз подтвердит то, что UNATCO занимается вовсе не тем, чем должна, вы соглашаетесь помочь NSF, посылая им предупредительный сигнал. После этого вы сталкиваетесь с мощным военным сопротивлением и в итоге оказываетесь захваченным.

Джок
Джок

Вы приходите в себя в тюремной камере, расположенной в неизвестном вам месте. Внезапно к вам на помощь приходит мистический хакер, называющий себя Дедалом (Daedalus) который помогает вам бежать. Совершая побег, вы обнаруживаете, что были захвачены Majestic 12 (MJ-12), секретной правительственной организацией Соединенных Штатов, занимающейся исследованиями и разработками в области биотехнологий. Изначально эта организация была под контролем древнего тайного общества, известного как «Иллюминаты», однако позднее эта организация была оторвана от власти Иллюминатов одним из её членов высшего ранга, богатым и могущественным Бобом Пейджем (Bob Page), после того, как он нейтрализовал правящий «Совет Пяти» (Council of Five). Возможно, вы удивитесь, узнав, что лаборатория MJ-12 в действительности находится под штаб-квартирой UNATCO, которая оказывает значительную роль в конспирации и прикрытии MJ-12. Вы также выясните, что нано-модифицированные агенты, подобные вам и вашему брату, имеют дистанционно управляюмую систему самоуничтожения, которую UNATCO может активировать в любой момент, дабы избавится от вас. Прежде чем бежать, вы добываете информацию, необходимую для того, чтобы выключить вашу систему самоуничтожения, так как Трэйсер Тонг (Tracer Tong), талантливый ученый и союзник вашего брата может нейтрализовать эту систему.

Затем вы отправляетесь в Гонконг, чтобы найти его, но перед этим вы должны разрешить конфликт между Триадами, криминальными организациями, управляющими всеми делами региона. Из-за конфликта, ни Светящийся Путь (Luminous Path), ведомый Гордоном Квиком (Gordon Quick), ни Красная Стрела (The Red Arrow), ведомая Максом Ченом (Max Chen), не хотят добровольно помочь вам в поисках Трейсера Тонга. После вашего расследования на местной фабрике Версалайф (Versalife), являющейся единственным производителем Амброзии и принадлежащей компании Боба Пэйджа, вы узнаете, что Мэгги Чау (Maggie Chow) работала совместно с Пэйджем, чтобы дестабилизировать регион, вводя в заблуждение Макса Чена, что привело к началу конфликта между Триадами. После восстановления мира, Квик пропустит вас в убежище Светящегося пути, где вы наконец встретите Трэйсера Тонга и он выключит вашу систему самоуничтожения. Затем он вновь отправит вас в лаборатории Версалайф, дабы вы раздобыли больше информации и узнали, что «серая смерть» является вирусом, искуственно созданным человеком. Тонг и Дедал совместно направят вас к Моргану Эверетту (Morgan Everett), члену ордена Иллюминатов, потому что только он может создать истинную вакцину. В Париже вы войдёте в контакт с Силуэтом (Silhouette), другой террористической организацией, составляющей оппозицию MJ-12. Их лидер, Чад Дюмье (Chad Dumier), направит вас к Николет ДюКлер (Nicolette DuClare), чья мать, вместе с Морганом Эвереттом, была членом Внутреннего Круга Совета Пяти ордена Иллюминатов. Послед бесед и совместных поисков с ДюКлер, вы найдете секретную комнату с компьютером её матери, который позволит вам выйти на связь с Эвереттом. После того, как вы получите для Моргана часть важной информации из Парижского кафедрального собора Тамплиеров, вас встретит один из его агентов на станции метро. Он усыпит вас газом и доставит в поместье Моргана Эверетта.

В поместье вы начинаете совместно с Морганом состыковывать части мозайки, дабы понять лучше суть происходящего. Боб Пэйдж для начала устранил других правящих членов Иллюминатов, затем создал «серую смерть» и теперь контролирует вакцину — все это является ничем другим как попыткой захватить власть над миром. Он поставил своего помощника — Уолтона Саймонса (Walton Simons) во главе FEMA, и использовал его как ключевую фигуру для реализации своих планов. И хотя Эверетт, как бывший наставник Пэйджа, может помочь нейтрализовать вирус, он не может помочь вам остановить Пэйджа с его далеко идущими глобальными планами.

Также вы узнаете о различных проектах в Зоне-51, посвященных разработке Искусственного Интеллекта (Artificial Intelligent). Вы узнаете, что в действительности Дедал является высокоразвитым AI, и разработан MJ-12, которая начала вести себя как банда террористов. Икар (Icarus) — следующая, откорректированная версия Дедала, управляемая Бобом Пэйджем и MJ-12, а Морфей (Morpheus) — AI прототип, который находится теперь в особняке Эверетта. Далее ваш путь лежит на военно-воздушную базу Ванденберг (Vandenburg), чтобы войти в контакт с Гэри Сэвэджем (Gary Savage), ведущим исследователем в области нано-технологий. База оказывается атакована солдатами MJ-12 и вам приходится ликвидировать угрозу.

После реактивации различных технических систем Дедал и Икар неожиданно сливаются, образуя новое существо — Гелиос (Helios) обладающее еще большей мощностью, нежели предыдущие AI, а сообщение от Пэйджа позволяет предположить, что это финальная часть его плана. После беседы с Сэвэджем и получения пары сообщений от ваших противников, сложившаяся ситуация вынуждает вас спасать дочь ученого - Тиффани (Tiffany), а затем направится в подводную лабораторию, чтобы получить информацию, необходимую для борьбы против MJ-12.

Что случилось с Бобом Пэйджем?
GameSpy: В документе Боб Поэйдж описан как некая «кибер-ассимилированная форма жизни, имеющая контроль над нано-существами и огромную власть над различными элементами жизни». Реализованный же в игре Боб Пэйдж был не тем типичным, мощным, последним боссом, каким должен был стать согласно своему описанию. Что заставило вас принять решение сделать ту концовку, которая имеет место в игре?

Harvey: Я люблю различные элементы той концовки, что мы придумали — возможность закончить игру несколькими способами, радикально различающимися друг от друга, и мне нравится идея открывать персонажу дорогу в разных направлениях — но Боб Пэйдж стал для меня разочарованием. Мы вовсе не хотели делать типичную драку с Финальным Большим Боссом. («Вы не можете бороться с идеями при помощи пуль!»). Но как мы надеялись ранее, игрок должен почувствовать, что Пэйдж получает контроль над окружающей средой…что он становится с ней целостным существом (сначала в Зоне 51, позже во всём мире).

И хотя вы полностью успешны в ваших действиях, вы обнаруживаете, что Боб Пэйдж готовится нанести ядерный удар по Ванденбергу. Вы перенаправляете удар на Зону 51, где, собственно, и обитает Боб Пэйдж, готовящийся синхронизироваться с Гелиосом, чтобы стать неуязвимым и всемогущим диктатором. Вы прибываете в Зону 51, где видите вокруг значительные разрушения после удара, и немногочисленные остатки охраны.

Сэм Картер
Сэм Картер

Начиная с этого момента, перед вами открывается простор для выбора ваших дальнейших действий: вы можете последовать совету Трэйсера Тонга и инициировать уничтожение Аквинас (Aquinas router) в Зоне 51, что парализует все телекоммуникационные системы на планете и отбросит цивилизацию на века назад, к более простому существованию. Вы также можете согласится с планом Гелиоса и слиться с его сущностью, чтобы породить новое сознание, которое будет способно организовать Новый Мировой Порядок. Ко всему прочему, вы можете нейтрализовать Боба Пэйджа и работать вместе с Иллюминатами, сохраняя существующий баланс.

JC и Paul Denton — Детальная Биография

Работы над нано-технологиями начались в ранних 2020’ых, и ученые Majestic-12 (включая Боба Пэйджа) начали реализовывать свой основной проект. Механические аугментации (усовершенствования) людей были широко распространены. Наниты безусловно станут технологией следующего поколения и будут доступны для аугментаций — но для этого необходимо преодолеть некоторые барьеры. Должен быть разработан саморазмножающийся нанит, который бы взаимодействовал с биологическим материалом. Наниты также должны принимать команды из человеческого мозга и посылать визуальную и аудио информацию в этот самый мозг в той форме, какую он смог бы принять, обеспечивая тем самым многоуровневые возможности человеческого зрения и слуха. Все эти технологии должны были занять годы разработок.

Что было нужно Majestic-12, так это тестовый материал, подходящий по критериям их выбора и, при этом, как можно моложе.

Как найти подопытного? Орден Иллюминатов, используя власть, о которой никто не знал, провели большую, секретную перепись населения, отслеживая каждого, кто получил вакцину от черной оспы между 1940 и 1965 годом. Используя собранные материалы, они создали базу данных по генетическим кодам практически всех граждан Соединенных Штатов и большей части людей остального мира.

Законспирированные агенты, выступая в роли медсестёр и докторов в педиатрических клиниках и школах различных наций,  использовали данные упомянутой переписи по черной оспе для отслеживания кандидатов с высоким иммунитетом. Специалисты, участвовавшие в проекте, обновлялись в зависимости от развития потенциальных кандидатов. Все, что оставалось делать конспираторам - это ждать. Мать и отец Дентоны влюбляются друг в друга (возможно даже не без помощи конспираторов!) и у них рождается Пол, который находится под присмотром сотрудников Majestic 12, выступающих в роли друзей, семейных докторов, соседей, школьных учителей и так далее…

Когда Полу Дентону исполняется пять лет, ученые Majestic-12 определяют, что его телосложение и гены наиболее пригодны для проекта нано-аугментаций. Его иммунная система была превосходна, и пока у него не проявлялось никаких аллергических реакций на инородные небиологические материалы в его теле. Также у него не было предрасположенности к таким болезням как близорукость, ожирение и сердечные заболевания, кроме того, уровень его интеллекта был очень высок. Ученые выбрали Пола кандидатом для своих тестов. Теперь они должны были найти определённые точки в его мозге, где наниты смогли бы перехватывать потоки нейро-импульсов, преобразуя их в команды. (У всех людей эти точки находятся в разных местах). Также им нужно было имплантировать нано-аугментации в тело Пола и протестировать их.

Но личность Пола была слишком ценной, чтобы экспериментировать непосредственно на нем, и ученые Majestic 12 создали несколько клонов Пола. Этим клонам было позволено расти до тех пор, пока их мозги (в особенности языковые центры) не были полностью сформированы. Затем ученые проводили серию экспериментов на каждом из клонов, пытаясь найти «важные точки» в мозгу, которые позволят клонам контролировать наниты и получать информацию.

Для большинства клонов эксперименты закончились неудачей и с ними поступили как с протухшими овощами, а и то и вовсе хуже. Множество клонов, потерпевших неудачи в экспериментах, были уничтожены. Нескольким сохранили жизнь, дабы ученые могли продолжать вести на них физические и нано-технологические исследования в процессе их роста. На одном-двух подопытных эксперименты все же завершились успехом. Этот успех доказал конспираторам, что непосредственный ментальный контроль нано-технологий возможен.

Пол тем временем рос, даже не подозревая об экспериментах, выполняемых в отношении него…

Философский Монолог.
GameSpy: Глубокий, в философском плане, диалог с AI в апартаментах Эверетта смотрится как-то обособленно от игры. По сути это единственный момент, где речь JC превышает в объеме несколько предложений — и этот момент начинает явно раздражать. Этот разговор нечто вроде философского монолога или значительная часть элемента игры, не нашедшая своей реализации?

Sheldon: AI у Эверетта в поместье — идея Харвея Смита, который никогда не хотел превращать это в большее, чем лакомый кусочек информации относительно Эверетта и Иллюминатов. Философская дискуссия была моим собственным пониманием «прототипа Дедала». Отчасти, отклонившись от начальной точки зрения Харвея, я использовал шанс соединить вместе некоторые фрагменты игры. Многие люди пропустили этот момент и это послужило источником возникновения непонимания и вопросов относительно того, что вообще эта игра «подразумевает».

Harvey: Изначально мы хотели снабдить Морфеуса интерфейсом текстово-синтаксического анализа, чтобы игрок сам вводил ему вопросы и получал на них ответы, это должно было напоминать IRC бота; Подобное было в играх вроде Wizardry VII, но мы хотели улучшить эту возможность и реализовать в нашей игре. Я хотел сделать так, чтобы при разговоре с Морфеусом игрок смог почувствовать, что говорит с синтетической и аутистической версией Тома Йорка (Thom Yorke). Но у нас не хватило на это времени (также стоит учитывать и сложность реализации этой идеи всего для одной беседы). К счастью, по мнению большинства игроков, Шелдон написал действительно интересный текст для беседы с Морфеусом.

Мать Пола больше не могла иметь детей, но она хотела еще одного ребёнка и тут вмешались Majestic-12, которые были экспертами в области плодородия. Ей обещали щедрое вознаграждение в обмен на её участие в экспериментальной хирургии, которая позволит ей вновь стать беременной. Для миссис Дентон, которая была бедна всю свою жизнь, это предложение стало воплощением её мечты — она смогла бы родить еще одного ребенка, а также получить достаточно денег, чтобы ее семья жила в комфорте. «Эксперты плодородия» уверяли ее, что хирургия незначительна и риски минимальны.

Джо Грин
Джо Грин

Она и ее муж согласились на эксперимент, даже не подозревая о том, что за их жизнями уже несколько лет ведется плотное слежение. И, хотя мать Пола верила, что эта хирургия позволит ей вновь стать беременной, она не подозревала, что на самом деле сотрудники Majestic-12 поместят в неё клонированный эмбрион Пола.

Девять месяцев спустя на свет появился J. C. Denton. Пол и JC росли как братья, под скрытым наблюдением Majestic-12. Их родители никогда не знали, что их дети — идентичные близнецы с разницей в одиннадцать лет.

К удивлению конспираторов, Пол не только выжил во время нападения на его родителей, но также и присоединился к UNATCO во имя мести террористам. Поскольку UNATCO был лишь пешкой и прикрытием общей интриги Majestic 12, то они решили позволить ему жить и работать в антитеррористическим агентстве, где они могли бы присматривать за ним. В конце концов, Пол мог бы быть полезен в будущем, как объект для экспериментов по окончательному тестированию имплантантов JC. Хотя они даже не предполагали, что оставляя Пола в живых, совершают свою роковую ошибку.

J.C., находящийся теперь под опекой государства, отправлен в специальную швейцарскую школу (опять же, поле деятельности Majestic 12), где его развитием можно было бы более тщательно управлять. Школа пробовала привить J.C. несомненную лояльность к вышестоящим органам и готовность следовать приказам. И, хотя со стороны казалось, что все работает, J.C. презирал жесткий дисциплинарный режим школы, который лишь разжигал в нем желание мятежа, которое он держал в себе. Пол, приучаемый к самостоятельности своими родителями, был личностью яркой и беспечной, в то время как его младший брат J.C., проведший большую часть детства в швейцарских школах, стал серьезным, жестким и слегка параноидальным (Скажем спасибо «сверх-опеке» над детьми).

Хотя Пол был связан обязательствами с UNATCO, он навещал J.C. так часто, как только мог. J.C. чуть ли не поклонялся своему старшему брату: Пол агент UNATCO, ведущий образ жизни Джеймса Бонда и ведомый благородными помыслами. Как только J.C. стал старше, он тоже решил присоединиться к UNATCO. Это идеально сходилось с планами Majestic 12.

Божественный Интеллект и Естественные Законы.
GameSpy: Вопрос специально для тех, кто не читал Фому Аквинского: есть ли здесь какая-то связь с названием «Протокол Аквинас»?

Sheldon: В качестве связующего фактора здесь выступает «Доктрина Естественного Закона», идея которого заключается в том, что человеческим обществом, подобно космосу, управляет божественный интеллект. В контексте Deus Ex, конечно же, этот интеллект имеет человеческую форму как просвящённые Иллюминаты или отступник-Иллюминат - Боб Пэйдж. Когда-то Естественный Закон также использовался, чтобы оправдать «божественное право» абсолютных монархов.

Незадолго до того, как J.C. подписал контракт с UNATCO, Majestic 12 поняли, что они готовы опробовать нано-улучшения на Поле Дентоне. Агенты UNATCO сблизились с Полом, говоря ему, что он стал редким кандидатом на экспериментальную процедуру, которая сделает его более сильным и быстрым — аугментированный человек без неуклюжих механических имплантов. Пол и понятия не имел, что это предложение было кульминацией почти 25-летних негласных экспериментов и манипуляций с его жизнью. И он согласился.

Несколько лет спустя, J.C. стал агентом UNATCO и ему предложили ту же самую процедуру. Он также согласился. В обоих случаях, процессы нано-улучшений имели безоговорочный успех. Теневая организация Majestic 12 теперь имела двух нано-улучшенных агентов в своем подчинении. Еще несколько экспериментов, ещё небольшое количество тестов, и конспираторы были бы способны создать армию суперлюдей. Majestic 12 приблизились к цели мирового доминирования ближе, чем когда-либо.

Гризел
Гризел

Каркиан
Каркиан

Хронология Дентонов

2018: Рождение Пола Дентона.
2023: Полу пять лет и он выбран как тестовый субъект для клонирования.
2028: Тесты на клонах показали ограниченный успех; Мать Пола ждёт ещё одного ребёнка — J.C.
2029: Рождение  J. C. Дентона; ученые изобрели эмбрионический инкубатор; дополнительные клоны растут в следующие 15-20 лет.
2034: Эксперимент начат на втором поколении клонов.
2035: Родители Пола и J.C были убиты Majestic 12; J.C. отправлен в швейцарскую школу.
2036: Пол поступил в университет на четыре года.
2040: Пол в возрасте 22 лет присоединился к UNATCO.
2044: Обнаружены общие эмоциональные центры мозга (+/- 2 года).
2046: Начата работа над проектом Амброзия (Ambrosia).
2047: J.C. закончил обучение в швейцарской школе.
2049: Завершение работ над нано-аугментацией.
2050: Полу предлагают нано-улучшение; процедура успешна; работа с клонами прекращена; большинство клонов уничтожены.
2051: J.C. в возрасте 22 лет присоединяется к UNATCO, проходит подготовку, получает предложение о нано-аугментации.
2052: Процедура нано-аугментации успешна.