Статуя Свободы

Поднятый высоко вверх факел статуи Свободы у Золотых ворот. Нью-йоркский порт становился и воротами к новой жизни, свободной от притеснений и бедности Старого Света…

28 октября 1886 года, под грохот канонады — 21 пушечный выстрел! — и в присутствии президента Гровера Кливленда, состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк..

С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. Для многих тысяч эмигрантов эта статуя явилась знаком освобождения от гнета и страданий, перенесенных ими в Старом Свете. Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.

Но выполнили ее не в Америке, а в Париже и официально передали там 4 июля 1884 года послу — как подарок французского народа американскому. Статую разобрали на детали и по морю перевезли в Нью-Йорк. Здесь ее поставили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили на острове Бедлоу (Bedloe’s Island), ныне остров Свободы (Liberty Island).

С видовой площадки наверху открывается изумительный вид. Эту статую разобрали по частям, запаковали в коробки, перевезли из Франции через Атлантический океан и смонтировали вновь на острове Свободы.

Проект постамента высотой 47 метров был выполнен американским архитектором по имени Ричард Моррис Хант. Высота самой статуи — 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес — 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, — 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта — 91 сантиметр. У ног этой женщины — разорванные путы тирании, а в левой руке доска — Декларация независимости. Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке.

Сама идея создания статуи Свободы родилась у группы французских демократов. В 1865 году, при императоре Наполеоне III, вокруг академика Эдуарда де Лабулайе сформировался кружок, члены которого жили в надежде на конец империи и утверждение французской республики. Статуей Свободы французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики и пробудить в американском и французском народах взаимный интерес. Молодой скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бартольди получил одобрение Лабулайе и взялся за проект.

Остров СвободыСтатуя Свободы в Париже (1886)Cтатуя Свободы после теракта

Раньше Бартольди собирался строить сигнальный маяк на Суэцком канале. Он задумал именно гигантскую женскую фигуру с поднятым ввысь факелом, означающим свет прогресса, который теперь доходит и до Азии. Поэтому молодой человек с таким энтузиазмом и принял предложение. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады».

Статуя Свободы в Париже (1886)

Статуя Свободы в Высоком разрешении

Размеры статуи, как и тот факт, что она должна была выдерживать ветра и непогоду, поставили перед Бартольди и его инженером, будущим создателем Эйфелевой башни Гюставом Эйфелем, немало проблем. Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой, всего лишь 1,2 метра величиной фигуры, а потом изготовил еще три другие, постепенно их укрупняя, и, наконец, подошел к сооружению статуи, которую мы видим сегодня.

Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков — индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в XX столетии. Каждая группа переселенцев охарактеризована при помощи аудиовизуальных средств, моделей, фотографий, рисунков, костюмов и произведений искусства. Здесь рассказано и о жителях Западной Африки, которых как рабов продали этой стране, и об огромных потоках переселенцев XIX века — ирландцев, итальянцев и евреев.

Статуя Свободы вдохновила Эмму Лазарус на стихотворение ’Новый колосс’ (The New Collossus). Там говорится, что ’нищие духом, отверженные’ и ’сбившиеся в кучу’ толпы прибыли из Старого Света, а их приветствует факел Свободы, высоко поднятый над Золотыми воротами. ’Сбившиеся в кучу’ люди прибывают на остров Эллис (Ellis Island) неподалеку от острова Свободы. Там оформляли раньше целые корабли, привезшие эмигрантов — немцев и ирландцев, итальянцев, славян и евреев. В среднем за первое десятилетие XX века через большой зал проходило по 2000 человек, а в ’пиковый’ 1907 год на острове Эллис оформили более миллиона человек.

При написании статьи использовались материалы с сайта travel.rin.ru