В новом тысячелетии стала очень сильно развиваться музыкальная культура: придумано очень много стилей музыки, развитие которых плодотворно продолжается; на улицах, в автобусах, в помещениях, можно лицезреть сейчас людей слушающих различную музыку, каждый человек выбрал для себя свой стиль или, может быть, даже не один, а несколько. Музыка помогает людям, некоторые люди даже живут музыкой. Но есть у этого и своя печальная сторона: 70% людей, к сожалению, выбрали для себя музыку, называемую попсой... Тупые бессмысленные тексты, смешанные с ритмами на основе 3-х аккордов рождают эту заразу, подобно вирусу, распространившемуся по всей системе. Но хорошо только одно, 30% этой системы всё-таки осталось цело, эти 30% защищены качественными «антивирусом» и «межсетевым экраном». И какая-то часть из этих 30% это мы — киберпанки, и именно о музыке в стиле киберпанк мы поговорим в этой статье. Некоторое время многие затруднялись сказать, что же на самом деле такое музыка-киберпанк. Читая статьи, отзывы, сравнивая различные мнения, я, всё-таки, сумел прийти к определённому выводу, несмотря на то, что сделать это было не легко. Я сопоставил услышанное и прочитанное и, вот, к чему я пришёл...

Многие считают, что музыка-киберпанк — это именно синтезированные музыкальные формы, отчасти это правда, но, отнюдь, не все формы синтезированной музыки подходят под данную стилистику. Для начала хотелось бы обратить внимание на музыку таких стилей, как Транс, Техно, Рэйв, Индастриал и др. (вы спросите, почему я не привёл в пример тот же xаус и подобную «сверхдолбёжку», да нет в ней ничего красивого, необычного и заставляющего почувствовать глубины киберпространства, это обычная танцевальная долбёжка). Приведённые выше стили электронной музыки могут включать в себя киберпанк композиции. Отличить киберпанк композиции из всеобщего числа трэков можно, лишь полностью прочувствовав ритм, мотивы и оценив все чудесные киберпанк эффекты, применяемые мастерами электронной музыки, чтобы создать действительную атмосферу будущего технологичного мира. Люди, понимающие сущность киберпанка, могут, прослушав композицию, понять её кибер-романтику, окунуться в совершенный мир ближайшего будущего и запечатлеть его в своём сознании. Эта музыка должна нести внутреннюю смысловую направленность. Так же если в композиции присутствует текст и название, то они тоже играют значительную роль (внешняя смысловая тематика). Названием и текстом композиции, так же как и её музыкальным содержимым, авторы электронной музыки, хотят донести до нас свои мысли и чувства, присутствующие в момент её создания.

Существует много композиторов, в альбомах которых попадаются вещи, выдержанные в стиле киберпанк, но ярких представителей данного стиля не так уж и много. Из их числа, в качестве примера, могу отметить нашу отечественную группу Sensorica (если вы помните, создатель этого проекта Александр Шукаев писал все композиции к киберпанк-играм «Код Доступа: РАЙ» и «Власть Закона»). Практически все композиции этой группы можно назвать киберпанком. Даже такие названия треков как Authorization, Neosphere, Equilibrium, говорят сами за себя. Так же киберпанком можно назвать некоторые рок и метал группы, использующие красивые электронные вставки. Но здесь самую главную роль играет, пожалуй, внешняя смысловая тематика — это тексты песен. Единственное, что бы хотелось отметить, в этих стилях киберпанк встречается значительно реже, чем в электронной музыке, просто само понятие «киберпанк» говорит об электронных мотивах. Но, всё-таки, и рок и металлические группы порой создают отличные киберпанк композиции. К примеру, можно обратить внимание на несколько альбомов Theatre of Tragedy, которые изначально относили себя к готическим группам, да и пожалуй сейчас таковыми и являются. Но альбомы Musique и Assembly — это чистой воды киберпанк: вслушиваясь в музыку и тексты, можно однозначно сделать такие выводы. А из металлических групп яркими представителями киберпанка являются ребята из Fear Factory, тексты их песен наполнены описаниями вечного противостояния людей и машин...

В качестве примера могу назвать некоторые группы, работающие в различных направлениях, и создающих, порой, просто великолепные киберпанк–композиции. Ну, пожалуй, начнём с коллектива Girls Under Glass. Из её репертуара многие песни написаны в киберпанк стиле, наиболее понравившиеся и чёткие это: New World Order, Future Assault и The Virtual World. Так же стоит обратить внимание на сольный проект Liv Kristine, называемый Deus Ex Machina — само название уже говорит о содержании альбома. Ещё один пример — это наверняка известная фанам игры Deus Ex: Invisible War группа Kidney Thieves, написавшая саундтрек к игре. В общем, обо всём этом можно говорить и говорить. Я рассказал, лишь, о самом малом количестве групп, музыка которых выдержанна в стиле киберпанк, а ведь таких групп довольно много, известных и не известных нам. Как вы можете заметить, во многих стилях музыки обнаруживается киберпанк, в других направлениях киберпанк можно обнаружить ещё реже или не обнаружить вовсе.

Теперь поговорим немного о такой девушке как Катя Чехова, в середине лета по радио я слышал такие песни, как «Я-Робот» и «Таю», которые были наполнены некоторыми киберпанк элементами. Прослушав всё это я воспринял эти композиции, как нонсенс, не может быть киберпанка в русской попсе, киберпанк изначально пропагандирует отвращение к поп-культуре... а может быть я и не прав?

От автора

Мне бы хотелось попросить вашей помощи, дорогие друзья, и ваших мнений относительно проекта Катя Чехова. И могу принять любые критики относительно моей статьи и размышления, относительно музыки-киберпанк. Возможно, у вас есть свои мнения, высказывайте — мне интересно всё, что думаете вы.