Перейти к содержанию
Планета Deus Ex
Авторизация  
Saint

Интервью со Стеларком

Рекомендуемые сообщения

После Второй мировой выяснилось, что репутация футуризма и евгеники оказалась изрядно подмочена фашизмом, а идеи научно-технического взрыва скомпрометированы вполне реальными взрывами в Хиросиме и Нагасаки. Нужно было пережить ряд научных революций и интеллигентскую революцию 1968-го, увидеть Гагарина в космосе и Армстронга на Луне, уверовать в догмат Маршалла Маклюэна, что средство коммуникации — это и есть сообщение, чтобы в конце 1970-х самые отчаянные авангардисты отправились в научные институты и лаборатории. С целью научиться говорить о мире, опутанном оптоволоконными проводами, прошитом спутниковыми каналами и населенном людьми, которые по большей части пребывают в виртуальной реальности, подобающим образом. Одержимость поисками языка, способного описать новую посттехнологическую и постбиологическую реальность, движет большинством художников science art. Парадигматической фигурой в этом плане является звезда выставки "Наука как предчувствие" австралийский художник Стеларк.

 

KMO_106781_00006_1_t208.jpg

(Стеларк. «Экзоскелет». 2003)

 

С начала 1970-х творчество Стеларка демонстрирует, что человеческого тела в традиционном понимании не существует. Что тот совершенный человек — венец творения, в котором ренессансные художники с Леонардо во главе искали божественные пропорции, это фикция. Что тело несамодостаточно и нуждается в протезах, каковыми в принципе являются и обыкновенное стило, и iPhone. И что под влиянием технологий изменяется не только тело, но и сама концепция гуманизма.

 

Стеларк начинал с наиболее актуальных в искусстве 1970-х медиа — с радикального телесного перформанса и видео. Подвешивал себя на крюках в галереях, на природе и даже над Королевским театром в Копенгагене, показывая, что тело само по себе лишь пустая и никчемная оболочка. Глотал видеокамеру и просвечивал себя рентгеновскими лучами, снимая фильмы о своем внутреннем мире — в смысле о собственных внутренних органах. А затем перешел к новейшим научным технологиям — кибернетике и тканевой инженерии. С помощью больших научных коллективов конструировал себе третью руку — как реальную робототехническую, так и виртуальную, выстраивал электронные "экзоскелет" и внешнюю нервную систему. Наконец, обзавелся третьим ухом, выращенным из собственных стволовых клеток и вживленным в предплечье. Слышать "экстраухо" не может, но служит встроенным передатчиком, превращая художника в ходячую интернет-антенну. И все для того, чтобы заставить нас осознать: между человеком, у которого есть e-mail, и человеком, отправлявшим письма обыкновенной почтой, дистанция куда большая, чем между Землей и Марсом.

 

KMO_106781_00001_1_t208.jpg

 

Один из самых радикальных художников science art Стеларк рассказал "Власти", что происходит с телом в эпоху постбиологии.

 

— Каково быть художником и произведением искусства одновременно?

— Использование собственного тела как арены искусства имеет как преимущества, так и неудобства. На нем хорошо экспериментировать без обычных этических осложнений. Я всегда завидовал атлетам, танцорам и певцам, которые используют свои тела как средство выражения и носитель опыта. Будучи художником перформанса, ты должен принимать физические последствия своих идей. Если ты хочешь подвесить свое тело, тебе приходится вгонять крюки в кожу. Если ты хочешь поместить скульптуру внутрь своего тела, тебе приходится учитывать возможные медицинские последствия. Если ты хочешь соорудить себе ухо на руке, тебе нужно пройти ряд процедур по пересадке стволовых клеток и хирургических операций, успех которых не гарантирован. Твое тело становится ареной беспокойства, неопределенности и неуверенности.

 

— Художники перформанса 1970-х годов испытывали границы тела, чтобы продемонстрировать политические, социальные и гендерные ограничения. Какова была цель ваших радикальных перформансов конца 1970-х и 1980-х, когда вы подвешивали себя на крюках в различных пространствах?

 

— Меня интересовали не столько психосоциальные параметры тела, сколько тело как аппарат эволюции. Не вместилище души и не социальный шифр, а физическая структура. Не объект желания, а объект, который поддается переустройству. В течение 13 лет, делая перформансы с подвешиванием своего тела, я физически истощил его, невольно продемонстрировав этим его пустоту и устарелость. Тело имеет смысл только в отношении к другим телам, в социальных институтах и при определенных культурных условиях. Важно не то, что происходит с каждым отдельным телом, но то, что происходит между телами, между мною и вами. Конструкты сознания, личности, души — это всего лишь продолжение старомодных моделей тела — платоновских, картезианских или фрейдистских. В перформансах с подвешиванием я осознал, что тело пусто и ненужно, что оно отсутствует.

 

— Почему вы обратились к высоким технологиям? Значит ли это, что философия, религия или собственно художественная традиция ничего не могут дать современному искусству?

 

— Искусственный разум, искусственная жизнь, медицинское протезирование и трансплантации, робототехника, тканевая инженерия, виртуальная реальность и интернет не только создали неожиданные альтернативные эстетические возможности, но и позволили нам выйти за пределы обычной художественной и социальной проблематики. Технология спутала все представления о том, что такое человеческое тело, как долго оно живет, как работает и как им можно манипулировать. В наше время мы можем бесконечно сохранять трупы методом пластинации и поддерживать людей в коматозном состоянии. Замороженные криогенным методом ждут воскрешения. Это странная эпоха круговращения плоти: органы изымаются и обмениваются, кровь, текущая в моих жилах, может быть перелита другим людям. Яйцеклетку можно оплодотворить размороженной спермой и поместить в чрево суррогатной матери. Мертвые, полумертвые, нерожденные и частично живые — все они сосуществуют. Мы живем в эпоху трупов, коматозников и химерического тела.

 

KMO_106781_00002_1_t208.jpg

 

— В проектах вроде "Третьей руки" и "Дополнительного уха" вы, кажется, пытаетесь пересоздать человеческое тело. Но можно ли таким образом пересоздать человеческий разум?

— Проблема в том, что чем больше перформансов я делаю, тем меньше я уверен в том, что обладаю каким-то разумом и что разум вообще существует — в метафизическом смысле. Разум — это просто слово, которым мы описываем тонкие и сложные механизмы поведения. Так что подправить архитектуру тела значит повысить его осведомленность о мире. Мы не можем отделить одно от другого. На самом деле "Третья рука" и "Дополнительное ухо" не про пересоздание тела. Когда вы переводите телесную физиологию на язык машины, происходят интересные и неожиданные вещи. Происходит совсем не то, что предполагалось. Ухо на руке стало не органом слуха, а передатчиком. Оснащенное электроникой, оно превратило мое тело в акустический портал для многих людей. Поль Вирилио сказал, что каждая новая технология приносит новую катастрофу. И новые возможности, добавил бы я.

 

— Вы уверены, что, совершенствуя человеческое тело в своих работах, вы тем самым совершенствуете человеческое видение?

— Прежде всего, я не совершенствую человеческое тело. Здесь дело не в евгенике. Это эксперименты по изменению анатомической архитектуры. Люди сейчас могут создавать дополнительные внешние органы, которые позволят им работать за пределами своих биологических тел и того пространства, которое они населяют. Так что тело становится химерической структурой, расширенной операционной системой. Это конструкт биологии, технологии и виртуальных реальностей. Понятие "человеческое" всегда было обусловлено орудиями труда, техническим средствами, машинами. Новые технологии порождают новую информацию и неожиданные образы. Мы должны постоянно создавать новые системы представлений о том, что такое человеческое тело и как оно функционирует в мире. Философ Альфред Норт Уайтхед говорил, что наше воображение развито настолько, насколько развит наш технический инструментарий.

 

— Каков смысл инсталляции "Протетическая голова", которая будет выставлена в Москве?

— "Протетическая голова" — это не просто иллюстрация к искусственному интеллекту. Это диалоговая система, имеющая интерфейс в виде человеческой головы, которая наделена способностью вербальной и мимической коммуникации. Она запрограммирована так, чтобы отвечать человеку, который задает ей вопросы. Она обладает какими-то личностными характеристиками и общими знаниями из области искусства и философии. Этот проект развивается в новый — в проект "Думающая голова". "Думающая голова" будет различать речь, определять источник звука, узнавать собеседника в лицо и распознавать его настроение. Пока "Голова" говорит только по-английски, но потом заговорит и на других языках. Это сделает ее более эффективным и привлекательным собеседником. Смысл этого проекта в том, чтобы заставить нас пересмотреть представления о том, что такое интеллект и что значит быть человеком.

 

Журнал «Власть» № 10 (813) от 16.03.2009

 

Do you want to know more?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Киборги идут!

Странный человек, как раз к Deusу третьему. Если честно по-моему организм он так и не усовершенствовал (расширил в его понимании) - он просто обменял привычные гладкие руки на руку с ухом, здоровье на крюки и т.д. ИИ хочет сделать (Прям как у Эверетта). Ему нужно было читать Лема "Путешествия Йона Тихого". Там всё подробно про человеко расширение сказано.

Изменено пользователем Secret

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Мы живем в эпоху трупов, коматозников и химерического тела (!)

Отличная статья

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  
×
×
  • Создать...